Людские жертвоприношения в истории - Часть 1 - Каменный век

31.05.2013 10:26

Жертвоприношения каменного века.

История не знает ни одной цивлизации или нации, в которой не было бы места ритуальным жертвоприношениям, в том числе и человеческим. Так, ещё во времена каменного века, в древних пещерах на территории Китая, под шестиметровым слое золы, археологи обнаружили черепа с искусственными отверстиями на затылке, и сразу нарекли жителей этих пещер каннибалами, питавшихся человеческим мозгом. Что и зачем делали со своими сородичами в то время синантропы неизвестно, но некий магический ритуал налицо. Многие известные этнологи считают, что уже в то далёкое время складывались предпосылки для развития своеобразных религиозных представлений. Впрочем, такие утверждения могут оспариваться, так как в природе нет и не будет прямых доказательств намерений их деяний.

А вот неандертальцы, можно с уверенностью утверждать, были особями довольно религиозными. Около ста с лишним тысяч лет назад неандертальцы стали главной культурной силой Земли. Они также увлекались некими манипуляциями с людскими черепами. Так в пещере Крапина в Хорватии найдены останки примерно двух десятков неандертальцев, кости которых обуглены и раздроблены, а черепа имеют сильные повреждения. Быть может в суровые зимние дни, во времена голода у неандертальцев попросту не было выбора и приходилось лакомиться плотью и мозгом ближнего своего, а быть может это свидетельство некоего магического ритуала.

Подобные ритуалы у дикарей нового времени, как правило, объясняются желанием приобщиться к жизненной силе врага. Так неандертальцы верили, что отбирая жизнь они сами становились могущественней. Также есть идеи, что неандертальцы верили в реинкарнацию после смерти - дух покидало тело, и тело становилось пустой оболочкой, которой могли овладеть злые духи. Так после смерти неандерталец мог восстать в виде нежити, другими словами, стать "зомби". Возможно поэтому неандертальцы после смерти своих сородичей уродовали их тела - дробили дубинками кости и черепа, а после сжигали тела. После этого злые духи не смогли бы овладеть телом первобытного человека. 

Похожая находка была сделана на острове Ява — здесь в песчано-гравийных отложениях, возраст которых превышает сто тысяч лет, найдены одиннадцать черепов с раздробленными лицевыми частями, но без скелетов. Интересно, что ни нижних челюстей, ни зубов при черепах также не оказалось. При этом неизвестно, куда останки скелета могли пропасть и для чего служили первобытным людям.

Вот ещё один пример подобной находки  в окрестностях Рима: по углам грота громоздились кости зубров и оленей, а вокруг черепа в ецнтре был выложен круг из камней. Существует предположение, что кости животных — остатки погребального пиршества, а комплекс в целом — результат ритуального убийства, совершенного 55 тыс. лет назад. Впрочем, невозможно быть уверенным в том, что данный пример след именно жертвоприношения — череп мог быть, например, трофеем или останками убитого врагами почитаемого соплеменника.

Также существует мысль что у неандертальцев существовал некий культ человеческого черепа. Интересно, что по мере того, как неандертальцы проникались идеями гуманизма, массовые убийства себе подобных у них постепенно начинали сходить на нет, замещаясь столь же массовыми убийствами медведей. Со временем у неандертальцев возник культ медведя (в том числе пещерного), следы которого очень схожи на следы их манипуляций с человеческими черепами. Ученые считают, что убийство множества медведей (а в некоторых святилищах были найдены останки более сотни животных) так же, как и убийства себе подобных, нельзя объяснить кулинарными запросами неандертальцев.

«Дело в том, что громадный медведь (до трех метров длиной и более двух метров высотой в холке), вооруженный страшными зубами и когтями, являлся слишком опасным объектом охоты для человека плейстоцена. И действительно, неандерталец, судя по его кухонным отбросам, в повседневной жизни предпочитал питаться безобидными копытными или грызунами. С помощью ловчих ям он довольно безопасно мог ловить шерстистых носорогов и даже мамонтов. Отправиться же в глубину пещер на медвежью охоту его могли заставить либо отчаянные обстоятельства, либо иные, не связанные с пропитанием, но жизненно важные цели. Судя по тому, как обращались с останками убитых медведей, эти хозяева пещер потребны были неандертальцу для каких-то религиозных целей. То есть не культ медведя был следствием охоты, но охота на медведя была следствием культа».

Можно допустить, что такая ритальная охота происходила в определённое время - быть может некий древний и священный для них прадзник - на котором племена собирались в большие когорты для охоты на медведей, о чём можно судить по количеству медвежьих останков. Так до наших дней сохранились огрмоные штабеля медвежьих черепов и прочих костей, а некоторые из скелетов были уложены в специальные каменные "ящики". И поедание медвежьего мяса скорее всего имело больше религиозный характер, для поглощения мощи убитого зверя посредством поедания его плоти. Были случаи, когда находили медвежье черепа, выставленные на земле специальным образом - по сторонам света.

Так постепенно неандертальцы отошли от каннибальских оргий и заимели вполне осмысленные понятия о загробном мире и родственной любви. Так, усопшему в могилу могли класть разные продукты или же цветы, а могилу в знак почестей обрамлять рогами животных. 

Далее инициативу перехватили кроманьонцы, которые к тому времени успели вступить во множество браков с неандертальцами. Таким образом могли частично передаться и обычаи, о чём свидетельствуют находки костянных останков по всей территории нынешней Европы.

Тогдашний обитатель, именуемый "Сунгирь" был похоронен вместе с черепом женщины, впрочем сейчас уже трудно утверждать какую роль он играл, и умерла эта особь насильственной смертью или своей.

Во Франции, в гроте Лe-Плакар, археологи обнаружили четыре чаши, которые люди верхнего палеолита сделали из черепов себе подобных. Тем не менее такие кубки использовались вовсе не для пиров, в одной из них нашли остатки охры, часто используемой для ритуальных целей. Можно сделать выводы, что люди того времени были религиозно состоявшимися и осмысленными особями.

Интересен ещё тот факт, что люди с необычным физическим обликом часто похоронены в окружении своих нормальных сородичей. Например, в пещере Ромито, в итальянской Калабрии, археологи обнаружили подростка-карлика, сопровождаемого взрослой женщиной. А в Моравии, в Дольни Вестонице, девушка, страдавшая дистрофической дисплазией, похоронена между двумя подростками. Скорее всего болезнь изуродовала и тело, и лицо девушки, и даже волосы на ее голове росли не всюду, но в глазах соплеменников это могло придавать ей особый статус. Эта девушка могла стать объектом поклонений, и должна была похоронена в сопровождении свиты. А в эту свиту, сукдя по найденным останкам, входили предпочтительно подростки, что не могло не вызывать удивления, ведь подростки - будущее племени и основа его развития. Видимо на то была крайняя необходимость.

Время бежит, и с окончанием бушевавшего Вюрмского оледенения человечество вступает в новую эпоху - наступает мезолит, переходной период к неолиту. В то время на Земле частично формируется устойчивый климат, а также известная ныне флора и фауна. Люди начинают заниматься земледелием, рыбалкой, собирательством, строят себе для жилища лачуги и приручают животных. Начинается постепенное овладевание различными ремеслами. До нашего времени дошли объекты изобразительного искусства того времени, что свидетельствует о значительном преображении внутреннего мира человека. Тем не менее "культ черепа" передаётся новым поколениям людей по наследству. Можно предположить, что для подобных ритуалов всё же использовались черепа умерших естественной смертью людей.

Но тридцать три черепа, найденные в пещере Гросс Офнет в Баварии, полностью исключают всякую мысль о естественной смерти — на них сохранились следы удара топоровидным инструментом по левому виску. Головы были отделены от тела, сложены в две ямы, густо посыпаны охрой и украшены оленьими зубами и просверленными раковинами. Большинство жертв были молодыми женщинами и детьми и лишь очень немногие — мужчинами. Налицо определённый ритуал, имевший огромное значение для наших предокв.

 Огромное значение культ черепов приобретает в эпоху неолита на Ближнем Востоке. Так, при раскопках Иерихона были найдены несколько групп черепов, образующих круг или же выстроенных в линию. Здесь же под глиняной ванночкой хранились несколько отрубленных детских голов. Возможно хранение детских черепов у себя в жилищах имело также определённый смысл. Так взрослых старались хоронить подальше от домов и селений, дабы они после смерти не могли вмешиваться в жизнь живых.

Развивающееся земледелие породило у многих народов мифы об убитом божестве, из расчлененного и похороненного тела которого изобильно растут дары земли. Конечно, мифы эти дошли до нас в более поздних пересказах, но формировались они еще в эпоху неолита. Именно эти мифы легли в основу человеческих жертвоприношений, которые земледельцы совершали на полях для повышения урожая. Также имели место схожие строительные жертвы.

Древние люди связывали с жертвоприношениями множество различных действий, одним из которых было просвещение и обретение новых знаний у небесных владык. Строительство грандиозных каменных конструкций требовало от людей гигантских трудозатрат. Ученые подсчитали, что при возведении Стоунхенджа или Ньюгрэнджа было истрачено примерно по 30 миллионов человеко-часов! При этом сами строители мегалитических сооружений ютились в скромных хижинах и довольствовались самым убогим бытом. Цель такого рода занятий и до нашего времени не может быть ясна до конца.

Также особое значение первобытные люди могли придавать наскальным рисункам. При этом изображенное на них порой заставляет задуматься.  Фотогалерея тут - Наскальные рисунки.

Анализируя все эти факты можно предположить, что истоки нынешней религии тянутся ещё с тех давних времён. Первобытный человек полагал, что он в долгу у духов и должен вернуть этот долг. В понимании дикаря, духи имели все основания навлечь на него намного больше несчастий. Со временем это представление вылилось в доктрину о грехе и спасении. Считалось, что душа приходит в этот мир, запятнанная первородным грехом. Душу необходимо выкупить. Для этого нужен козел отпущения. Кроме того, что охотник за головами был приверженцем культа черепов, он мог заменить свою жизнь чужой — найти «человека отпущения». Не правда ли, не многое изменилось с тех времён.

Уже в древности дикарь был глубоко уверен в том, что духи испытывают высшее удовлетворение, взирая на несчастья, страдания и унижения людей. Первоначально человека волновал только грех действия, однако впоследствии его стал беспокоить грех бездействия. Вокруг этих двух понятий сформировалась вся последующая система жертвоприношений. Этот новый ритуал выражался в соблюдении обрядов умилостивления. Первобытные люди считали, что с помощью особых ритуальных действий можно завоевать расположение богов. Только развитая цивилизация признает неизменно спокойного и благосклонного Бога. Искупление являлось, скорее, гарантией от ближайших несчастий, нежели вкладом в будущее блаженство. И все ритуалы уклонения, заговора, принуждения и умилостивления сливаются друг с другом. Боязнь случайностей и благоговейный страх перед несчастьями буквально заставили человека придумать примитивную религию в качестве предполагаемого спасения от этих бедствий. От магии и призраков религия эволюционировала к духам, фетишам и табу. У каждого первобытного племени было собственное дерево с запретным плодом, своя яблоня, состоящая, образно говоря, из тысячи ветвей, сгибающихся под тяжестью всевозможных табу.

Впрочем проводить очевидные параллели не стоит, ведь религия и вера есть неотъемлемая и необходимая часть жизни каждого человека. Вполне нормальный фактор, без которого невозможно само существование души.

Первобытный человек измерял ценность своего жертвоприношения испытываемой болью. Когда жертвоприношение впервые стало атрибутом религиозного обряда, приношением считалось только то, что причиняло боль. К первым видам жертвоприношения относились такие действия, как выдирание волос, разрезание плоти, членовредительство, выбивание зубов и отрезание пальцев в зависимости от того, чего хотел приносящий жертву, или насколько сильно он провинился перед всемогущими духами. Так он верил в свою судьбу и её предначертанность. Так каждый человек в нашем современном обществе предрасположен к самоотречению и смирению.

С незапамятных времён культ жертвоприношения нёс особенный религиозный характер и играл важнейшую роль в жизни первобытного человека. Впоследствии этот культ будет лишь трансформироваться и преобретать другую форму, но суть его будет оставаться неизменной.